|
Семейное счастье - в руках работодателя?
Коротко о главном:
- Каждый второй россиянин (50%) убежден, что семейная жизнь сотрудников
может быть объектом интереса работодателей только в случаях, когда
работники сами проявляют инициативу или обращаются за получением
помощи.
- Высокая загрузка на работе для 58% россиян становилась причиной
вынужденного откладывания отпуска или отказа от участия в важных
семейных событиях в течение последних 2-3 лет.
Вмешательство в семейную жизнь: границы допустимого
Один из показателей компании с развитой
корпоративной культурой — это отношение работодателя к своим сотрудникам
и их семьям. Сегодня «семейная социальная ответственность» стала
как неотъемлемой частью социальных проектов компаний, так и важным
условием повышения устойчивости семей на фоне внешних вызовов.
Тем не менее ожидается, что внимание
со стороны работодателей не будет навязчивым. Далеко не все готовы
делиться информацией о своей семейной ситуации: каждый второй россиянин
(50%) считает, что работодатель может интересоваться жизнью и семьей
сотрудников, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо
участия или поддержки. Однако для работников важно понимание, что
в сложных жизненных ситуациях они могут рассчитывать на понимание
и поддержку со стороны руководства компании.
Исследование подтверждает устойчивость
трендов, касающихся большей закрытости молодежи по отношению к формальным
группам. Среди не достигших 25-летнего возраста 64% считают, что
работодатель не должен целенаправленно проявлять интерес к их личной
жизни. На формирование таких взглядов влияют особенности первичной
профессиональной социализации (устойчивые профессиональные связи
внутри коллективов в этот период жизни только формируются), а также
высокая мобильность молодежи на рынке труда.
В целом позиция «умеренного участия»
работодателя ближе гражданам с высшим и незаконченным высшим образованием
(57%), а также в социальных средах с меньшей устойчивостью социальных
связей (в обеих столицах и городах-миллионниках доли сторонников
такой позиции составляют 59% и 62% соответственно).
Противоположной точки зрения («работодатель
должен всегда знать, как живут его сотрудники») чаще придерживаются
представители поколения, чья социализация проходила в период коллективных
практик — среди достигших 60-летнего рубежа такого мнения придерживается
более трети россиян (34%). Полностью же разделить свое личное и
рабочее пространство хочет четверть наших сограждан, а в группе
25-44-летних доля выступающих против вмешательства работодателя
в семейную жизнь составляет 30%.
Баланс между работой и личной жизнью как основа стабильности
семьи
В течение последних лет работодатели все чаще убеждаются
в важности поддержания ментального здоровья сотрудника, его общей
удовлетворенности жизнью. Достичь этого невозможно, если сотрудник
постоянно испытывает чувство вины перед близкими из-за нехватки
времени на семью. В этой связи работодатель осознает важность сохранения
баланса между рабочим и личным временем сотрудников. Порой компания
старается делать это даже вопреки стремлению сотрудников двигаться
по карьерной лестнице и получать дополнительный заработок.
Несмотря на приоритетность концепции work-life balance,
58% россиян в последние годы сталкивались с неготовностью начальства
пойти навстречу при необходимости взять отпуск в конкретные даты
или принять участие в важном семейном событии, причем у 28% такого
рода проблемы возникают регулярно. Наиболее часто в подобных ситуациях
оказывается молодежь в возрасте до 35 лет (75%). Как правило, это
представители молодых семей, в которых возможность провести время
с супругом, разделить с детьми эмоции на фоне значимых событий,
пообщаться со старшим поколением являются важным условием внутрисемейной
гармонии и взаимопонимания. Зачастую профессиональный статус таких
сотрудников, готовность взять на себя ответственность за решение
большого объема задач, и существующая проблема дефицита коммуникационных
компетенций не позволяют успешно урегулировать решение возникающих
вопросов с работодателем.
Семьи с детьми — объект особого внимания
Добровольное включение работодателей в процесс реализации
демографической и семейной политики носит поступательный характер
— позитивные изменения заметили 18% россиян (в то время как 52%
не видят каких-либо значимых перемен). Наиболее ощутимы эти изменения
для россиян с высоким уровнем дохода (26%) — как правило, они работают
в крупных компаниях, выступающих драйверами развития семейной корпоративной
политики.
Строить карьеру или уйти с головой в работу становится
сложнее при появлении детей. Речь идет не только об отпуске по уходу
за ребенком или больничных, а в первую очередь о необходимости повседневных
временных затрат на участие в творческом, физическом, духовно-нравственном
развитии ребенка. Более половины россиян убеждены: работодатель
должен особо выделять категории сотрудников, воспитывающих несовершеннолетних
детей, предоставляя им дополнительную поддержку и отдельные преференции
(58%). Однако более трети (36%) считают более справедливым равенство
условий для всех сотрудников.
Респонденты в возрасте 18-24 лет чаще не имеют четких
представлений о возможных мерах поддержки семей со стороны компаний,
так как у них зачастую еще нет ни детей, ни опыта длительного взаимодействия
с работодателями. В контексте семейной политики особо важно информационное
взаимодействие работодателей с молодежной аудиторией, представители
которой не только являются потенциальными (или уже реальными сотрудниками),
но и вступают в период активной фертильности. Возможность не остаться
наедине со своими проблемами и получить дополнительную поддержку
в случае появления нового члена семьи — не только важный фактор
формирования индивидуальных репродуктивных стратегий, но и одна
из составляющих бренда компании как работодателя.
Таким образом:
- От работодателей ждут готовности поддержать семьи сотрудников
в случае возникновения соответствующих запросов и потребностей.
Реализация таких программ постепенно становится фактором выбора
работодателей, формирования лояльности к бренду компании.
- Степень вовлеченности работодателей в вопросы реализации семейной
политики влияет на психологический климат в семьях сотрудников,
способствует повышению устойчивости семьи.
- Семьи с детьми характеризуются особыми потребностями — справедливым
считается особое внимание к потребностям таких сотрудников со
стороны работодателей.
Какая из точек зрения Вам ближе?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Муж-
ской
|
Жен-
ский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Работодатель всегда должен знать, как живут его сотрудники,
какие у них ситуации в семье
|
20
|
22
|
19
|
6
|
12
|
13
|
22
|
34
|
Работодатель может интересоваться жизнью и семьей сотрудников,
только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо
участия или поддержки
|
50
|
47
|
52
|
64
|
54
|
54
|
50
|
41
|
Жизнь вне работы и семейная ситуация — это личное пространство
сотрудников, работодатели не должны ими интересоваться
|
25
|
26
|
24
|
28
|
30
|
30
|
24
|
18
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
5
|
5
|
2
|
4
|
3
|
4
|
7
|
Скажите, за последние 2-3 года у Вас или членов Вашей семьи
бывали или нет ситуации, когда в связи с загрузкой на работе приходилось
откладывать отпуск, пропускать важные семейные события? Если да,
то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Муж-
ской
|
Жен-
ский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Очень часто
|
13
|
15
|
12
|
16
|
17
|
19
|
13
|
7
|
Скорее часто
|
15
|
15
|
15
|
21
|
20
|
17
|
16
|
8
|
Скорее редко
|
17
|
17
|
17
|
25
|
23
|
17
|
17
|
11
|
Очень редко
|
13
|
13
|
12
|
13
|
15
|
13
|
14
|
10
|
Такого не бывало
|
35
|
33
|
36
|
24
|
22
|
32
|
37
|
46
|
Нет работающих членов семьи
|
4
|
4
|
3
|
0
|
0
|
0
|
1
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
3
|
5
|
1
|
3
|
2
|
2
|
7
|
С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей
степени?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Муж-
ской
|
Жен-
ский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку
сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети
|
58
|
58
|
58
|
55
|
54
|
52
|
59
|
64
|
Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо
от наличия у них детей
|
36
|
36
|
36
|
42
|
42
|
42
|
38
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
6
|
6
|
3
|
4
|
6
|
3
|
10
|
С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей
степени?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Есть дети до 7 лет
|
Есть дети от 8 до 18 лет
|
Есть дети от 19 лет до 24 лет
|
Есть дети старше 25 лет
|
Нет детей
|
Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку
сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети
|
58
|
57
|
60
|
53
|
63
|
52
|
Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо
от наличия у них детей
|
36
|
37
|
37
|
39
|
30
|
42
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
6
|
3
|
8
|
7
|
6
|
С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны в большей
степени?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Холост (не замужем)
|
Женат (замужем)
|
Живем вместе, но официально не состоим в браке
|
Живем порознь, но не разведены
|
Разведен (разведена)
|
Вдовец (вдова)
|
Работодатель должен предоставлять дополнительную поддержку
сотрудникам, у которых есть несовершеннолетние дети
|
58
|
55
|
58
|
57
|
68
|
65
|
58
|
Все сотрудники должны быть равными в рабочих условиях, независимо
от наличия у них детей
|
36
|
39
|
37
|
40
|
29
|
31
|
33
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
6
|
5
|
3
|
3
|
4
|
9
|
Как Вы думаете, в последние 3-5 лет работодатели…
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Муж-
ской
|
Жен-
ский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Стали больше учитывать потребности работников с детьми
|
18
|
17
|
18
|
23
|
21
|
20
|
15
|
15
|
Стали меньше учитывать потребности работников с детьми
|
9
|
9
|
8
|
14
|
6
|
9
|
8
|
9
|
Ничего не изменилось
|
52
|
54
|
51
|
37
|
60
|
58
|
59
|
44
|
Затрудняюсь ответить
|
21
|
20
|
23
|
26
|
13
|
13
|
18
|
32
|
Как Вы думаете, в последние 3-5 лет работодатели…
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Есть дети до 7 лет
|
Есть дети от 8 до 18 лет
|
Есть дети от 19 лет до 24 лет
|
Есть дети старше 25 лет
|
Нет детей
|
Стали больше учитывать потребности работников с детьми
|
18
|
19
|
16
|
17
|
14
|
23
|
Стали меньше учитывать потребности работников с детьми
|
9
|
8
|
10
|
10
|
9
|
7
|
Ничего не изменилось
|
52
|
63
|
62
|
58
|
50
|
46
|
Затрудняюсь ответить
|
21
|
10
|
12
|
15
|
27
|
24
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
25 февраля 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 25 марта 2024 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semeinoe-schaste-v-rukakh-rabotodatelja
|